Родителям на заметку!
« Развиваем грамматический строй речи».
Необходимо знать, что речь ребенка можно развивать в домашних условиях. Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Для этого родители в повседневной жизни должны создавать житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов, умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.
Игра: «Собираем пирамидку».
Взрослый прячет кольца от пирамидки в разные места в комнате и предлагает найти их по подсказке: «Синее кольцо (или самое большое кольцо) лежит в шкафу под тарелкой. Красное кольцо лежит на полке между книгами» и т.д.
Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе желательно систематически предлагать ему следующие игровые упражнения.
Игра «Волшебник»: прикосновением волшебной палочки все увеличивается в количестве: был один стул-стало много стульев; было одно окно-стало много окон и т.д. С помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони и нет коней; окна без штор, тарелка без яблок. Таким образом, ребенок упражняется в образовании родительного падежа множественного числа существительного.
Игра «Великий Нехочуха»: взрослый предлагает ребенку и его друзьям-игрушкам что-либо сделать, а ребенок от своего имени и от имени игрушек отказывается, употребляя глагол хотеть: не хочу спать, мишка не хочет прыгать, машина не хочет ехать. Взрослый: «Я не хочу есть». А ребенок отвечает: «А я хочу есть». Так незаметно для себя ребенок учиться пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол хотеть.
При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок желательно использовать наблюдения за действиями игрушечных персонажей, других людей (шел-зашел-вышел-перешел-ушел и т.д.)
Игра «Цирк» (образование глаголов помощью приставок при-, про-, пере-):
«Игрушки собирались на представления :машинка приехала, кукла пришла, самолет прилетел, лошадка прискакала, черепаха приползла. А веселый мальчик Игорь прибежал. Двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, самолет пролетел и т.д. После представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу. Машина переехала, кукла перешла и т.д.».
Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях.
Например: игра «Представь себе»:
Представь себе, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?
(в магазине продаются мячи, куклы, машины и т.д.) Представь себе, что на столе стоит много вкусной еды. Какая еда стоит на столе? (на столе стоят торт, конфеты, сухари и т.д.) Взрослый и ребенок по очереди «удлиняют» предложение, каждый раз повторяя получившееся предложение.
Поэтому родителям следует чаще общаться с ребенком, обмениваться впечатлениями, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру ведения диалога:
Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом,
в гостях, при разговоре по телефону и т.д.
Родители должны помнить, что занятия с ребенком дома, обеспечат интенсивное освоение им грамматического строя речи, что позволит малышу успешно усвоить грамоту и научиться правильно и красиво говорить.